написать письмона главнуюкарта сайтаВитязь - машиностроительная компания
 
Известна ли Вам продукция нашей компании?

 Да
 Что-то слышал(а)
 Видел(а)
 Нет


Результаты

Горячая линияОбучениеОбъявленияОбъявленияОбъявления

Новости

 
7.5.2018

ЧЕЛОВЕК – ЛЕГЕНДА (к 95-летию Константина Владимировича Осколкова, Главного конструктора двухзвенных транспортеров "Витязь")

К.В.Осколков родился 8 мая 1923 года в д. Озерное Сорокинского района Алтайского края. Как все мальчишки того времени, мечтал стать летчиком, поэтому после окончания средней школы попробовал поступить в летное училище, но не прошел. Великая отечественная война не дала ему шанса попробовать поступить еще раз. В августе 1941 Константин Владимирович ушел воевать. В составе первой артиллерийской дивизии 2 Белорусского фронта освобождал Польшу, Восточную Пруссию, Германию. Войну закончил 6 мая 1945 года в районе немецкого города Виемар встречей с Английской армией в звании старшего лейтенанта. Демобилизовался в октябре 1946 года.
Во время службы, видя, как застревают артиллерийские установки и даже танки, загорелся мечтой создать такую машину, которой не будет преград. К осуществлению своей мечты он шел много лет.

Вернувшись с ВОВ, в июле 1947 года устроился работать расточником на Алтайский тракторный завод, г.Рубцовск. В 1950 году был переведен техником моторной лаборатории экспериментального цеха, затем старшим инженером по сборке и испытанию топливной аппаратуры инструментального цеха (1953г.).
Молодому рабочему не хватало знаний для осуществления своей мечты, поэтому в 1948 году он поступил, а в 1954 году, без отрыва от производства, закончил Алтайский институт сельскохозяйственных машин по специальности «Технология машиностроения».
Теперь уже квалифицированного инженера механика в 1954 году переводят работать начальником участка прецизионных сталей топливной аппаратуры. В том же году назначают заместителем секретаря партийного комитета, но Константин Владимирович не может расстаться со своей мечтой и просится обратно в производство.
В связи с интенсификацией работ по освоению северных районов Канады и Аляски и усилению их военного потенциала, а также в интересах укрепления обороноспособности Северных рубежей, перед промышленностью Советского Союза была поставлена задача по созданию боевых и транспортных машин, обеспечивающих высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, отвечающих новым, возросшим техническим требованиям, в том числе по транспортировке крупногабаритных неделимых грузов.
В 1955 году, по Постановлению Правительства СССР, в Алтайском городе Рубцовск, далеком от научно-технических и административных центров, создается СКБ-АТЗ для создания предпосылок и поисковых работ по сочлененным гусеничным машинам (СГМ).
В том же году К.В.Осколкова назначают начальником испытательного отряда, затем начальником тракторно-испытательной станции опытного цеха (1956г.), заместителем начальника СКБ по испытаниям (1957г.).

Талантливого инженера, досконально знающего технику, опытного организатора, в 1962 году назначают ИО начальника КБ №2 (120 человек). Им была разработана и внедрена в практику работы новая структура СКБ с использованием матричной системы, что резко повысило производительность труда за счет интенсификации творческого процесса, значительно облегчило процесс планирования и управления работами.
С технической стороны работы по СГМ осложнялись отсутствием отечественного опыта и объективной информации о проводимых работах за рубежом, где на то время выпускалось уже более 40 различных моделей СГМ, не было научно-технических заделов и теоретической базы. Может быть это было и к лучшему. В таких сложных условиях, под руководством К.В.Осколкова, СКБ-АТЗ был разработан ряд систем и агрегатов с использованием новых, оригинальных технических решений, за которые были получены авторские свидетельства.
В связи с передачей оборонной тематики с АТЗ на строящийся Рубцовский машиностроительный завод (РМЗ), К.В.Осколков в 1963 году был переведен сначала начальником СКБ, а затем назначен Главным конструктором-начальником СКБ РМЗ (400 человек, 200 человек в опытно-производственной базе).

В конце декабря 1964 года тема «Создание двухзвенной снегоболотоходной машины, грузоподъемностью 9-10 тонн ДТ-Л, условный заводской индекс объект «18»» - была включена в государственный план НИОКР по вооружению и военной технике на 1965г. – это официальная дата плановых НИОКР, проводимых в Советском Союзе по созданию первых отечественных СГМ. Заказчик – Центральное тракторное управление МО. Исполнитель – СКБ-РМЗ. Требовалось: СКБ-РМЗ разработать двухзвенное шасси высокой проходимости для использования в северных регионах страны под монтаж и транспортировку крупногабаритного вооружения, понтонно-мостовых парков и других видов военной техники и имущества.
Лабораторные испытания агрегатов и узлов будущего ДТ проводились на стендовом оборудовании НИИ-21 МО СССР и НИИтрансмаш. Также принимали участие НИИД – научно исследовательский институт дизельных двигателей МО СССР. В это время, при активном участии сотрудников НИИ-21, работников Курского завода резинотехнических изделий, НИИ шинной промышленности, НИИ резиновой промышленности и СКБ РМЗ был выполнен большой объем в рамках специальной (промежуточной) НИР по подбору материалов, отработке конструкции, технологии изготовления резинотканевых элементов и секций (РТЭС) для гусениц, роликов ведущих колес, по выбору шин для опорных катков (ОК), а также отработки конструкции ведущих и направляющих колес.

Государственные испытания первых отечественных СГМ начались в феврале 1971 года и закончились в декабре 1971 года. Машина принята на вооружение. Мечта всей жизни К.В. Осколкова наконец-то сбылась! Сконструирована машина, превосходящая мировые аналоги по всем параметрам. Можно было уже почивать на лаврах, но впереди было еще много работы. В начале апреля 1971 года, в самый разгар работ по ДТ-ЛП, СКБ-РМЗ поручается очередная ОКР по созданию более тяжелого двухзвенного транспортера грузоподъемностью 20-22 тонны –ДТ-ТП и ДТ-Т. В конце 1979 года Госиспытания ДТ-20П и ДТ-20 завершились с положительным результатом.
7 октября 1976 года выходит новое Распоряжение СМ СССР – провести ОКР по созданию снегоболотоходного средства большой грузоподъемности (30-33 т.), необходимого для выполнения войсками боевых задач в условиях труднопроходимой местности. В ноябре 1981 года – Госиспытания окончены, машины рекомендованы к принятию на вооружение СА и к серийному производству.
Создано целое семейство уникальных машин, для серийного производства которых нужен был свой, отдельный завод.

В 1972-1976 гг. К.В. Осколкову пришлось выполнять несвойственную для Главного конструктора работу – изыскать в условиях планового ведения хозяйства источники внебюджетного финансирования (спонсоров) для внепланового проектирования и строительства завода и организации на нем серийного изготовления создаваемых ДТ «Витязь». Усилиями К.В.Осколкова, при неоценимой поддержке руководителя «Главтюменнефтегаза» Муравленко В.И., было достигнуто соглашение между Миннефтегазпрома, Миннефтепрома, Министерства обороны и Министерства энергетического комплекса СССР о долевом участии в финансировании строительства нового завода. В 1976 г. К.В.Осколков, в составе Госкомиссии, принимает участие в выборе площадки под строительство будущего завода. В возможно короткие сроки завод был построен в г.Ишимбай, Башкирской АССР, получил название Ишимбайский завод транспортного машиностроения (ИЗТМ), п/я 8962, и являлся до 1983 года филиалом РМЗ.
В июле 1981 года вышел приказ №436с Министра оборонной промышленности СССР П.В.Финогенова «О создании Специального конструкторского бюро по сочлененным гусеничным машинам на Ишимбайском филиале Рубцовского машиностроительного завода». Данным приказом указанная тематика исключалась из работ СКБ РМЗ и полностью передавалась в СКБ ИЗТМ, а главным конструктором СКБ назначался К.В.Осколков. Также ему разрешалось осуществить на РМЗ подбор желающих квалифицированных специалистов и перевести на постоянную работу в СКБ ИЗТМ.
22 конструктора не смогли бросить на полпути то, что они уже спроектировали, испытали. Они покинули свою малую родину, квартиры, сложившийся быт и приехали в Ишимбай, где и стали тем ядром, центром, вокруг которого вырастали высококвалифицированные специалисты – машиностроители. Они помогли Константину Владимировичу создать практически с нуля коллектив разработчиков, испытателей, а так же опытно-производственную базу, научно-технический потенциал и предпосылки для создания нового поколения транспортных средств высокой и особо-высокой проходимости. Винников Н.Д, Виноградов В.А., Меркулов Ю.Н. работают на заводе до сих пор.

Согласитесь, за плохим руководителем никто бы не поехал. Непосредственные подчиненные Осколкова вспоминают его как тактичного и справедливого руководителя, который много внимания уделял отношениям в коллективе, поощрял участие работников во всех мероприятиях, будь то спортивные, интеллектуальные игры, художественная самодеятельность или просто вылазки на природу. Он понимал, что неформальное общение способствует как раз созданию коллектива, а не просто группы работающих вместе людей. И только общим коллективом можно было добиться таких выдающихся результатов за такие короткие сроки. В СКБ ИЗТМ работало 150 человек и 100 человек в опытно-производственной базе с лабораториями.
В 1981 году изготовлен первый серийный ДТ-10П, а в 1982 году уже выполнен первый государственный план – 20 машин. За 5 лет выпуск вырос до 250 машин в год (ДТ-10 и ДТ-30 в плавающих вариантах).
Таким образом, под непосредственным руководством К.В.Осколкова проведены все НИОКР по созданию семейства снегоболотоходов «Витязь». На всех этапах работ именно он принимал наиболее ответственные решения, возглавлял работы по определению их научно-технического направления, организовывал и координировал работу с НИИ по всем возникающим проблемам, принимал непосредственное участие в испытаниях всех опытных образцов, в подготовке и освоении серийного производства.

Под руководством К.В.Осколкова было найдено очень важное принципиальное и основополагающее (концептуальное) решение –КОНСТРУКЦИЯ, открывающая большие перспективы при создании унифицированного семейства двухзвенных транспортеров, различных между собой как по грузоподъемности, так и по исполнению: плавающих и неплавающих.
Параллельно с разработкой ДТ, К.В.Осколков вел плодотворную деятельность в области конструирования одиночных боевых машин, в т.ч.: гусеничные тягачи ГТ-Л; ГТ-ЛБ; ГТ-Т; МТЛ-Б; первой отечественной БМП и мотокарт «Вираж».
Почему так долго живут созданные под руководством К.В.Осколкова машины – двухзвенные транспортеры «Витязь», однозвенные транспортеры-тягачи ГТ-Т? Потому что в их конструкции заложен огромный жизненный потенциал и непревзойденная логика конструкторского мастерства.
Видеть главное при выборе конструкции, правильно формулировать для себя задачу и находить правильное, логическое решение, умение грамотно отстаивать свои идеи, делать аналитический прогноз на будущее, видеть в основе любой конструкции философское начало и идеологию – вот основные принципы и постулаты конструкторской школы, заложенные Главным конструктором К.В. Осколковым.
К.В.Осколков имеет 10 авторских свидетельств, пять научных трудов.
Книга К.В.Осколкова «Первые отечественные сочлененные гусеничные машины – двухзвенные транспортеры «Витязь»» впервые была напечатана издательством «Слово» в 2005 году, затем была несколько раз переиздана другими издательствами. Книга в доступной и увлекательной форме рассказывает о теории проходимости, об основах внедорожного движения, о сочлененных гусеничных машинах, о создании, конструкции и эксплуатации унифицированного семейства ДТ «Витязь». Используется в качестве информационно-практического пособия на кафедрах, обучающих специалистов по проектированию наземного транспорта.

К.В.Осколков имеет множество Государственных наград, среди которых орден «Красной Звезды», орден «Октябрьской Революции» – за разработку и освоение серийного производства новых видов военной техники, орден «Ленина» – за создание двухзвенных транспортеров ДТ-10П и ДТ-20П и множество медалей.
Звания К.В.Осколкова: «Заслуженный машиностроитель Башкирии», «Почетный гражданин города Ишимбай.
Имя К.В. Осколкова внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
58 лет трудового стажа (из них 24 года в должности главного конструктора) посвятил К.В.Осколков укреплению боевой мощи Советской Армии в области разработки, испытания и освоения серийного производства военных гусеничных машин.
К.В. Осколков вел и большую общественную работу на АТЗ, РМЗ.
В 1990-1992 гг. был председателем Городского Совета ВОВ и труда г.Ишимбая.
Увлекался охотой, рыбалкой, был отличным фотографом, играл на аккордеоне.
Умер К.В.Осколков 18 июля 2013 года в г.Ишимбай, Республика Башкортостан, не дожив буквально один год до момента, когда несмотря на развал СССР, что привело к потере экономических и технических связей, завод сумел выстоять и получить в 2014 году первый крупный Гособоронзаказ, а в 2015 году технические задания на проведение НИОКР по установке на ДТ различных видов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). И уже 9 мая 2017 года первые боевые машины ЗРК «ТОР-М2ДТ» и ЗРПК «Панцирь-СА» участвовали в Параде Победы на Красной Площади в Москве, показав всему миру военный потенциал «Витязей».
Осколков не дожил и до прошедшей в 2017 году Арктической экспедиции от поселка Тикси (Якутия) до острова Котельный и обратно по льду моря Лаптевых, в которой созданные под его руководством машины не подвели руководителя экспедиции – начальника отдела военных гусеничных машин Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ФГБУ «3-й центральный научно-исследовательский институт», кандидата технических наук – Винникова Дениса Николаевича, внука Константина Владимировича.

В памяти заводчан Константин Владимирович навсегда останется доброжелательным и жизнерадостным человеком, умеющим ценить, а не оценивать других людей, но в то же время человеком, который любое дело доводил до логического конца, умел отстаивать свои идеи в самых высоких инстанциях, имел огромный жизненный и профессиональный опыт руководителя, одним словом – Главным Конструктором, Человеком-легендой.
Сегодня коллектив СКБ, созданный К.В.Осколковым, продолжает наряду с конструкторским сопровождением серийного производства транспортеров «Витязь» совершенствование их конструкции с учетом современных достижений науки и техники, установку на базовое шасси новых видов ВВСТ и технологических комплексов, необходимых для нужд обороны и народного хозяйства.

 

Заведующая заводским музеем
Ибрагимова Р.Т.

 назадна главнуюверсия для печати


English version
  Powered by BESTWEB - веб-дизайн, создание интернет сайта