Витязь - машиностроительная компания
  • image01
  • image02
  • image03
  • image04
English version

НОВОСТИ

 
8.5.2013

БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ И ЯРКАЯ СУДЬБА

Константин Владимирович Осколков – автор идеи, создатель и главный конструктор двухзвенных транспортеров семейства ДТ «Витязь». Заслуженный машиностроитель Башкирии, его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Благодаря его настойчивости и незаурядным организаторским способностям был построен завод по производству двухзвенных транспортеров в Ишимбае. При его непосредственном участии и научно-техническом руководстве проводились все опытно-конструкторские работы по созданию семейства этих машин. В 80-90 годы прошлого столетия примерно половина ДТ шла на комплектование войсковых частей Министерства обороны страны. Май для Константина Владимировича – месяц особый, и дней праздничных в нем для этого человека больше, чем для любого другого. Начнем с того, что 8-го мая – его день рождения. В этом году, кстати, особый – девяностый. А буквально на следующий день – День Великой Победы, свой весомый вклад в которую внес и он, К.В. Осколков. В коллективе завода «Витязь» он единственный на сегодня ветеран Великой Отечественной войны.

Практически все войну прошел ветеран в составе первой артиллерийской дивизии второго Белорусского фронта, нещадно громя врага. А о том, как воевал он с фашистами, ярко свидетельствуют награды, среди которых ордена Красной Звезды, Отечественной войны, медали…
Да и послевоенные награды ветерана смело можно назвать боевыми, причем все, хотя они вручены ему как оценка его труда: ордена Ленина, Октябрьской Революции, медали «За освоение целинных и залежных земель», золотая и бронзовая медали ВДНХ… Ведь в мирное время этот человек работал, чтобы укрепить мощь и обороноспособность родной страны, армии. И посвятил этому 58 лет, 24 из которых в должности главного конструктора. Автор идеи и главный конструктор двухзвенных транспортеров семейства «Витязь», за разработку и освоение которого в 1981 году он удостоен высшей в СССР награды – ордена Ленина. Еще Владимир Константинович имеет 10 авторских свидетельств на изобретения, 5 опубликованных в отраслевых изданиях научных трудов, звания «Почетный гражданин города Ишимбай», «Заслуженный машиностроитель Башкирии». Этого человека по праву называют одним из основателей нашего завода, ведь главная его продукция – не имеющий аналогов в мире плавающий транспортер ДТ, детище К.В. Осколкова.
Родился Константин Осколков в далеком 1923 году в Сибире (поселок Стрелка в Приангарье). Яркими воспоминаниями юности этого человека остались поселок, где он рос и учился, школа, «как устраивали спартакиады, работал драматический кружок».
Как и все юноши своего времени, еще за школьной партой грезил К. Осколков авиацией. Два раза поступал в летное училище – в Омское и Иркутское, но не прошел по отбору. А буквально накануне войны получил он вызов в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Севастополе, но сдать экзамены не успел. Но мечта стать военным все же осуществилась – окончил эвакуированное в Ачинск Киевское краснознаменное высшее пехотное училище. А затем еще единственное в Союзе училище при восьмом управлении Генерального штаба, которое готовило шифровально-штабных работников, и в которое отбирали людей особо преданных Родине.
Многое пережил и повидал Константин Владимирович – те несколько лет, что прошагал по родной земле и Европе, громя врага, целую жизнь в себя вместили. Хорошо помнит ветеран фронтовые эпизоды: как, например, брали Кенигсберг, Сопот, Гдынь, ночью совершали марши по 100-150 км, а в весеннюю слякоть спали на земле в ожидании атаки. Немало может вспомнить и рассказать Константин Владимирович о пыльных фронтовых путях-дорожках, но самым главным и запомнившимся событием стал для него День Победы – самый дорогой подарок в его 22-й день рождения. Тогда дивизия, в которой служил К. Осколков, вышла на встречу с английскими войсками около города Росток, и он был одним из первых, кто узнал, что войне пришел конец – получил шифровку. В память же о тех днях хранит Константин Владимирович сделанные им фотографии, на которых запечатлены американские солдаты и шотландские стрелки.
В одном из своих многочисленных интервью для газет, став уже человеком не только известным, но в прямом смысле слова легендарным, он на вопрос «Почему мы победили в Великой Отечественной войне?», ответил с присущей ему прямотой: «Не из-за Сталина и компартии, а потому что в людях был патриотизм. Как бы там ни говорили, а начинался Советский Союз со свечки (я сам учился при лучине), а завершился выходом в космос». А воевали, потому что «у нас была Родина. Плохая или хорошая, справедливая или залитая кровью, но наша… Я знал, что мой поселок, завод, колхоз… были моими. ...Тогда все было наше. За это мы и воевали».
С победой не окончилась служба будущего конструктора. Лишь в 1947 году старший лейтенант Константин Осколков вернулся на родину. И сразу – в новый бой: за восстановление разрушенного войной. Стал боевой офицер расточником на эвакуированном из Харькова тракторном заводе. Работал и одновременно учился – поступил в Барнаульский институт сельскохозяйственного машиностроения. Мечтал машины для мирного труда создавать. Получив диплом инженера, трудился испытателем тракторов, начальником СКБ Алтайского тракторного завода, главным конструктором Рубцовского машиностроительного завода, в 1981 году был переведен главным конструктором Ишимбайского завода транспортного машиностроения.
Время работы на Алтайском тракторном заводе было для Осколкова очень важным жизненным этапом, характеризующим его вхождение в профессию конструктора, становление как будущего специалиста, профессионала своего дела. В этот период он принимал непосредственное участие в создании и освоении головных образцов гусеничных транспортеров-тягачей ГТ-Л, ГТ-Т, а также в создании первой отечественной боевой машины пехоты БМП, опытный образец которой находится в музее бронетанковых войск в Подмосковной Кубинке. Здесь же он начал вести разработку первых сочлененных гусеничных машин СГМ, которую затем продолжил в Рубцовске. После завершения опытно-конструкторских работ и проведения государственных испытаний первых ДТ, стало ясно, что выпускать двухзвенники нужно на специализированном предприятии. И вот 15 июля 1981 года, когда полным ходом шли работы по возведению цехов и корпусов Ишимбайского филиала Рубцовского машиностроительного завода, приказом министра оборонной промышленности П.Ф. Финогенова на предприятии было организовано специальное конструкторское бюро по двухзвенным транспортерам, возглавил которое К.В. Осколков. Он в короткие сроки создает (третий раз за время своей работы) конструкторский коллектив и опытное производство. Костяк СКБ составила группа конструкторов из Рубцовского машиностроительного завода. Ежегодно пополняли коллектив выпускники Челябинского политехнического, Уфимского авиационного, Курганского машиностроительного институтов. Таким образом, предпосылки создания Ишимбайских двухзвенных транспортеров возникли еще на Алтайском тракторном заводе, конструкция же обрела свои формы на Рубцовском машиностроительном, а серийное производство было освоено на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения.
Первый серийный ДТ-10П был выпущен в 1981 году, а в 1982 г. их количество составило 20 единиц, в 2012 году был выпущен юбилейный 2000 экземпляр. За 36-летний период работы на предприятии были освоены и запущены в производство десятки модификаций плавающих двухзвенных транспортеров.
За период с 1957 по 1986 гг. при непосредственном участии К.В. Осколкова и его научно-техническом руководстве было выполнено около 30 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Самой значимой из них является работа по созданию первых отечественных многозвенных снегоболотоходных гусеничных машин для перевозки крупногабаритных неделимых грузов. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что был создан принципиально новый вид высокоэффективных снегоболотоходных транспортных средств – унифицированное семейство двухзвенных гусеничных транспортеров «Витязь», которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходят все существующие ныне отечественные и зарубежные аналоги.
В 1986 году Константин Владимирович Осколков в должности главного конструктора предприятия выходит на заслуженный отдых, но еще долгое время помогает родному заводу в качестве консультанта, избирается членом городского Совета ветеранов, передает свои знания и опыт молодежи.
Можно смело назвать его живой историей завода, одним из ярких представителей поколения защитников и созидателей, людей, которым и обязана наша страна своим существованием, победами, открытиями. И хочется пожелать этому удивительному человеку отменного здоровья, оптимизма и стойкости в любых жизненных ситуациях, благополучия, добра и взаимопонимания в семье.
Коллектив Машиностроительной компании «Витязь» от всей души поздравляет Константина Владимировича с Юбилеем!

А.Ф.Киреев

 назадна главнуюверсия для печати


© АО «Машиностроительная компания «Витязь», 2018